Контакты

Консалтинг Роста

Консультации по маркетингу и менеджменту;

Сопровождение внедрения рекомендаций;

Индивидуальное и проектное консультирование;

Стоимость услуг зависит от результата.

КОНСАЛТИНГ РОСТА - консалтинговые услуги для малого и среднего бизнеса. Стратегия компании, развитие бизнеса, маркетинг, управление продажами.
 
О Компании
 
Наши услуги
 
Выполненные проекты
 
Публикации
 
Контакты
 
Вакансии
 

Публикации, статьи, исследования

 

Консультационные услуги

 

Статьи - Бизнес-план и бизнес-планирование

Как написать бизнес-план (рекомендации)

Источник материала - ProBP - разработка бизнес-плана и бизнес-планирование

Составление бизнес-плана понадобится вам тогда, когда возникнет необходимость привлечения внешних источников финансирования, в случае необходимости четкого планирования нового бизнеса, либо подготовки нового продукта, либо услуги.

Титульный лист бизнес-плана

Это важный элемент документа, создающий первое визуальное впечатление о вашей организации и вашем предложении. Часто на титульном листе бизнес-плана размещают логотип и эмблему структуры. На титульном листе указывается:

  • наименование организации;
  • определение (название) вашего предложения;
  • юридический адрес, фактическое месторасположение организации, а также контактные данные (телефоны руководителей и ответственных лиц);
  • полные данные создателей бизнес плана, а также руководителя (учредителя) организации;
  • конкретная дата составления бизнес-плана.

Важный элемент любого нового начинания - запоминающееся и яркое название. Правильно подобранное наименование нового бизнеса или новой торговой марки должно вызывать положительные ассоциации у потенциальных потребителей нового продукта или услуги. Кроме того, название должно характеризовать сам бизнес, привлекать к нему внимание и стимулировать спрос на новый продукт либо услугу.

Раздел бизнес-плана, отражающий моменты конфиденциальности

В бизнес-плане специальный раздел посвящается конфиденциальности содержащейся в нем информации. Данный раздел создается для предупреждения разглашения коммерческой информации, которая содержится в бизнес-плане. Данный раздел включает в себя указание на то, что информация, содержащаяся в бизнес-плане, не подлежит публичному оглашению и распространению. Как правило, содержится запрет на копирование содержащейся информации, как частями, так и полностью, а также предупреждение о запрете передачи бизнес-плана посторонним людям. В этом же разделе указывается на необходимость возвращения составленного бизнес-плана структуре, которая его инициировала, в случае если проект не получит финансирования от инвестора.

Раздел: резюме

Данный раздел нацелен на руководящий состав организации-инвестора. Прежде всего, цель резюме состоит привлечь внимание тех, кто должен будет финансировать ваш проект. Учитывая, что инвесторы работают с самыми разнообразными бизнес-планами, задача состоит в том, чтобы выделиться на общем фоне, четко и ясно изложить общие моменты проекта. В данном разделе необходимо изложить предполагаемые объемы необходимого внешнего финансирования.

Нужно помнить о том, что резюме, как правило, единственный раздел, который читает руководство потенциального заемщика. Четко и ясно необходимо изложить все основные моменты бизнес-плана, так чтобы инвестор оценил степень проработанности проекта и его привлекательность.

В резюме отражаются следующие моменты:
  • обеспечение нового проекта ресурсами;
  • описание того, какими средствами и механизмами будет реализовываться новый бизнес- проект;
  • расчет суммы, которую необходимо привлечь от стороннего инвестора;
  • расчеты, показывающие предполагаемые продажи нового продукта (услуги), а также размер будущей прибыли ;
  • сроки и механизм погашения кредитной задолженности.

Данная часть должна быть составлена простым и ясным языком, без применения специальной технической терминологии. Рекомендуемый размер резюме одна или две страницы.

Раздел бизнес-плана, отражающий общие сведения о положении дел в организации, а также обзор рынка.

Данная часть бизнес-плана нацелена на то, чтобы обосновать реальность представляемого проекта. Описывается механизм работы по осуществлению проекта, а также общая ситуация на смежных рынках. В этой части бизнес-плана нужно отразить следующие положения:

  • представить организацию в разрезе потенциальной прибыльности;
  • доказательство того, как и с помощью чего будет успешно реализовано новое начинание в бизнесе.

Раздел бизнес-плана должен содержать следующую информацию:
  • предполагаемая сфера деятельности предприятия, описание новой продукции (услуги), основные характеристики нового продукта и описание потенциальных потребителей продукта;
  • анализ положения дел на потенциальном рынке сбыта, оценка рынка ближайшей перспективе, а также тенденций в развитии этого рынка;
  • указание на структуру организации, на правовую форму организации бизнеса на вашем предприятии, рассказ об учредителях предприятия, о поставщиках и партнерах нового бизнеса;
  • в случае, если организация уже осуществляет свою деятельность, то указываются основные финансовые и экономические показатели работы;
  • информация, связанная с нахождением организации (фактическое нахождение, юридический адрес предприятия, особенности зданий и сооружений, принадлежащих организации, либо взятых в аренду, возможность и необходимость перестройки и реконструкции);
  • особенности работы (цикличность и сезонность, часы работы и другие конкретные параметры, характеризующие вашу деятельность).

В том случае, если бизнес-план представляется только созданным предприятием, то именно в этом разделе раскрываются те особенности, которые должны помочь предприятию успешно осуществить новый проект. Описывается опыт в данной области предпринимательства. Также положительно оцениваются заключенные договора с потенциальными потребителями, поставщиками и т.п. В том случае, если бизнес-план представляется индивидуальным предпринимателем, желательно дать характеристику и описание той сферы деятельности, в которой в данный момент работает предприниматель.

Основная задача данного раздела аргументировано доказать потенциальному инвестору свою перспективность, позволяющую гарантировать возврат полученного кредита.

Раздел бизнес-плана, посвященный характеристикам нового продукта

Бизнес-план должен основываться на новом продукте, который выводится на рынок и должен найти своего потребителя, принося прибыль предприятию, которое предложило новику. Необходимо быть уверенным в том, что новая продукция, либо услуга в состоянии успешно конкурировать с уже существующими предложениями на рынке. Новое предложение должно иметь явные преимущества, должна использоваться новая технология производства либо обслуживания потребителя. Потенциальным инвестором приветствуется приложение к плану визуального образца нового продукта. Это может быть осуществлено в виде графической презентации, в виде предоставления образца, детального описания, фотографии и т.п. В бизнес-плане должно быть детальное описание каждого нового продукта, готового к выводу на рынок.

В данном разделе бизнес-плана отражается:

  • название нового продукта;
  • сфера применения и предназначение нового изделия (услуги);
  • краткие технические характеристики и описание;
  • сравнение с уже существующими продуктами на рынке, желательно по различным параметрам. При этом результаты сравнения могут быть изложены в виде таблицы;
  • в случае наличия описываются имеющиеся патенты, а также сообщается, кому принадлежат авторские права на новый продукт;
  • насколько готов новый продукт к выходу на рынок сбыта;
  • при необходимости сообщаются сведения о получении различного рода разрешительной документации и сертификатов;
  • отражаются параметры, раскрывающие экологические характеристики нового продукта и степень его безопасности;
  • детально описывается, какие гарантии на продукт будут предоставляться, а также как будет осуществляться сервисное обслуживание.
  • прописываются правила эксплуатации новой продукции, а также, при необходимости, процессы, связанные с утилизацией продукта.

Раздел бизнес-плана, посвященный мероприятиям в сфере маркетинга и сбытовой политики.

В этом разделе представляемого бизнес-плана необходимо отразить сведения о рынке сбыта новой продукции или услуги. Кроме того, претендент на получение внешнего финансирования должен раскрыть свои навыки и умения в сфере продвижения и продаж нового продукта. Дается характеристика предполагаемых потребителей, включая розничных потребителей, торговой сети и оптовых покупателей нового продукта. Приводятся результаты исследования потребительского рынка, отражающие конкретные особенности, интересные и важные для продвижения нового продукта. Дается детальное описание нового товара - внешние характеристики, особенности упаковки, гарантированный срок службы, стоимость нового продукта и ряд других параметров.

Радел должен включать:

  • характеристику потребительских предпочтений, относящихся к новому продукту, а также описание того, насколько новый продукт соответствует этим предпочтениям;
  • анализ конкурентов и их продукции. Определение плюсов и минусов продукции конкурентов, слабых и сильных сторон сбытовой политики конкурентов и т.п.;
  • характеристика на потенциальном рынке сбыта для нового продукта;
  • мероприятия, связанные с логистикой нового товара или услуги. Подробно необходимо остановиться на таре и упаковке нового продукта, местах и процессе складирования продукта. Описывается транспортировка и подготовка продукта к поступлению в розничную торговую сеть. Разъясняются моменты, связанные со сбытовой политикой, с детальным описанием мест реализации нового продукта (розничные магазины, оптовые точки сбыта, выездная форма торговли и т.п.);
  • рассказ о мероприятиях, направленных на привлечение потенциальных потребителей. Описываются возможные рекламные акции, компании, и другие мероприятия по привлечению внимания к новому продукту. Особое внимание уделяется раскрытию соотношения рентабельности новинки с качеством и ценой.

Раздел бизнес-плана, посвященный плану производства

В данной части бизнес-плана, особое внимание уделяется производственным моментам. Раздел нацелен на то, чтобы обосновать реальность предоставления новой услуги или производства нового товара. В данном сегменте бизнес-плана рассматриваются производственные характеристики, дается расчет прямых и непрямых производственных затрат, приводится расчет себестоимости нового продукта, калькулируется смета производственных затрат и т.п.

Раздел включает:

  • описание конкретного места нахождения новой организации. Данное описание производится в разрезе оценки привлекательности нового проекта в разрезе транспортной инфраструктуры. Кроме того, необходимо изложить информацию об инженерных коммуникациях (наличие источников энергоснабжения, водопровода, наличие канализации, систем связи и т.п.);
  • характеристика технологических особенностей производства;
  • оценка необходимых производственных площадей для реализации нового проекта;
  • описание имеющихся в наличии трудовых ресурсов (в данном подразделе приветствуется описание ведущих исполнителей проекта, так как кадровый потенциал для внедрения нового продукта играет особую роль);
  • описание аспектов, связанных с соблюдением экологических норм и стандартов, а также правил техники безопасности на производстве;

Кроме того, в этом разделе бизнес-плана, должны отражаться вопросы, раскрывающие способы достижения запланированных производственных объемов по выпуску нового продукта, а также затраты, связанные с трудовыми ресурсами. При описании затрат на трудовые ресурсы, выделяются затраты, связанные с управленческим персоналом (руководящий состав нового проекта, бухгалтерия, плановый отдел и т.п.). Выделяются затраты на персонал, непосредственно осуществляющий производство (ремонтный персонал, технологи, конструкторский состав и т.п.). Отдельной строкой расписываются затраты на вспомогательный персонал (персонал, отвечающий за охрану, кладовщики и т.п.).

Данный раздел бизнес-плана должен отражать предполагаемые затраты на приобретение комплектующих изделий, на материалы и сырье, необходимые для производства. Должен быть приведен расчет текущих производственных затрат. При этом отдельно приводятся данные об общих производственных затратах, не связанных с объемом выпуска продукции, а также сведения о переменных затратах, которые могут изменяться, в зависимости от уменьшения или увеличения объема выпускаемой продукции.

Отдельно приводятся расчеты для постоянных и переменных производственных затрат. При анализе переменных затрат указывается:

  • издержки производства, связанные с материалами, сырьем и приобретением комплектующих изделий;
  • расходы, связанные с персоналом производства;
  • траты на приобретение или оплату электроэнергии и топлива.

Для постоянных затрат указывается:
  • общие производственные издержки (плата за аренду помещения или оборудования, текущие ремонтные работы на производстве, расходы, связанные с обслуживанием производства и т.п.)
  • затраты, связанные с реализацией продукции (сбыт продукции, рекламные и маркетинговые мероприятия и т.п.);
  • затраты, связанные с административными расходами (выплаты заработной платы администрации, командировочные, оплата коммунальных услуг и т.п.).

Организационный раздел бизнес-плана

Указываются законодательные акты, имеющие отношение к началу реализации нового проекта, а также темпы и сроки, в течении которых планируется реализовать представляемый проект.

Раздел бизнес-плана, отражающий финансовые планы

Раздел посвящен различным затратам. Связанны с приобретением необходимого для начала реализации проекта оборудования, налоговое выплаты и другие затраты, на первоначальном этапе работы по осуществлению проекта. Детально расписывается схема погашения внешнего финансирования. Указываются проведенные расчеты, связанные с прибыльностью нового проекта, а также сообщаются все источники, которые будут использованы для финансирования данного проекта.

Данный раздел бизнес-плана должен содержать:
  • анализ всех выплат по налоговым обязательствам;
  • расходы, связанные с подготовкой к осуществлению проекта;
  • анализ иных возможных денежных расходов;
  • данные об убытках и прибыли;
  • анализ финансовых поступлений.

Раздел, отражающий возможные риски и гарантии проекта

В данном разделе перечисляются, какие гарантии возврата своих средств имеет инвестор. Данные гарантии могут иметь самый разный характер. Это может быть страхование, залог разнообразных активов, поручительство со стороны третьих лиц и т.п. Кроме того, в данном разделе описываются возможные риски для осуществления данного проекта.

Раздел бизнес-плана, отражающий социальные и экономические последствия данного проекта для региона

Описывается, какое воздействие окажет реализация данного проекта на экономику и социальную сферу определенного региона, реализация данного проекта.

Как правило, отражаются следующие показатели:
  • общее количество создаваемых рабочих мест;
  • увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты;
  • появление на местном рынке новых товаров или услуг;
  • экологические аспекты.

Таковы основные разделы стандартного бизнес-плана. Кроме того, в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные приложения к составляемому бизнес-плану.

 

 
Активизация продаж и увеличение продаж. Рост продаж.

Управление продажами

Маркетинговое консультирование

Стратегический консалтинг, стратегия компании, развитие бизнеса

 Организационное консультирование

© 2009 "Консалтинг роста". Консультации для малого и среднего бизнеса.
Антикризисный управленческий и стратегический консалтинг, маркетинговые исследования рынков, организационная оптимизация и бизнес-процессы, франчайзинговые стратегии и разработка франчайзинговых пакетов, управление и увеличение продаж. Консультации для малого и среднего бизнеса.